• Объявления
  • 02 Январь 2012
      28 декабря 2011 г. благочинным Центрального округа г. Волгограда протоиереем Николаем Бабаком в сослужении настоятеля храм иеромонаха Николая (Чеботарева) и иерея Виктора Кириченко был совершен Чин на основание храма в честь Божией Матери иконы «Утоли моя печали».
  • 30 Октябрь 2011
    В субботу 29 октября 2011 г. на выделенном участке силами прихожан  был залит фундамент под деревянную Церковь размерами 13 х 6 метров.  Спаси Господи всех кто принимал в этом участие физическим трудом и финансовой поддержкой. 

История образа Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»

ПАМЯТЬ ОБРАЗА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ».

 

Память образа Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Святая Церковь ежегодно совершает 7 февраля. В честь этого почитаемого образа Божией Матери освящены престолы храмов во многих городах и обителях православной России.

И у нас в Волгограде параллельно ул. Хорошева на ул. им. Колесникова в Дзержинского района по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Германа устраивается храм в честь Божией Матери иконы «Утоли моя печали».

Ежедневно люди будут притекать к чудному образу Богоматери, принося Пресвятой Богородице все свои нужды и печали и в тихой молитве прося помощи на нелёгком жизненном пути.

 

 

НАЗВАНИЕ ИКОНЫ

Начнём с названия иконы. «Утоли моя печали». Откуда повелось это удивительное, по-детски трогательное название богородичного образа?

Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из молитвенных текстов. Для иконы, о которой мы ведём речь, самое близкое соответствие находят в следующей богородичной стихире: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо чело веком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево». (Октоих, глас пятый, понедельник вечер, на стиховне). Когда в конце XIX века  была составлена специальная служба Богородице «Утоли моя печали», эта стихира вошла в неё в качестве тропаря. И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе под пись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни», или же «Утоли болезни и печали». Но всё-таки в такой форме название далеко от первоначального. На самых старых списках надпись иная - «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей данную икону, её название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия».

«Утолимая» означает утоляющая, укрощающая. И, стало быть, Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви святителя Николая в Пупышах. Мы читаем её на свитке, который держит в руках Младенец-Христос.

«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте».

На всех других списках иконы эта надпись или сокращена, или вообще изменена. Откуда взят сей замечательный текст? Это фрагмент Священного Писания - начало третьей главы книги пророка Захарии, причём извлечённое из текста Острожской Библии. В Елизаветинской Библии, изданной в середине XVIII века и в современных изданиях, это место читается по-другому, - ясное доказательство того, что икона из церкви свт. Николы в Пупышах списана с более древнего образа. Надо отметить, что эти слова пророка Захарии вошли в книгу церковных поучений - Пролог. С них начинается помещённое на 5 сентября «Слово пророка Захарии к немилостивым князем». Возможно, из поучения эти слова и стали известны древнему иконописцу. И тогда смысл названия иконы раскрывается ещё более: «Утолимая» - утоляющая жестокость «немилостивых князей», гордых завоевателей. В нём будто выразилась боль и мольба простых людей, страдавших в прошлые века от непрестанных насилий и грабежей многочисленных завоевателей и немилостивых князей - польских, московских, казацких, татарских…

Известен и другой вариант этого названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали». Нетрудно догадаться, что именно из последней формы этого названия произошло позднейшее - «Утоли моя печали».

Редчайшее упоминание иконы мы находим в рукописном сборнике «Солнце пресветлое», который ранее хранился в старообрядческом храме г. Клинцов, а сегодня - в библиотеке МГУ. Среди нескольких десятков кратко описанных в нём богородичных чудотворных икон есть и «Образ Пресвятыя Богородицы Амартинския, чюдотворныи, глаголемыи Утолимыя». Явися в лето 6263 (755 г.) июля в 21 день, в Палестиньской стране просия чюдесы, во время…». Следующий лист оборван, и рукопись не может нам более ничего сообщить.

Старообрядческие святцы, изданные в Почаеве около 1815 года, указывают дни празднования малоизвестным богородичным иконам. На 21 июля там тоже отмечено «явление иконы Пресвятыя Богородицы Амартинския, глаголемыя Утоли печали, в лето 6263».

Между тем, 21 июля - не палестинский, а константинопольский праздник Пресвятой Богородицы, совершавшийся в храме городской местности Арматия.  До конца XIV века этот праздник входил в русские месяцесловы, хотя и не имел своей особой службы. Происхождение его нам не известно. В то же время, в Константинополе был монастырь Пресвятой Богородицы «Утоли печали» - по-гречески - «Павсолипи». Может быть, он находился именно в Арматии, и таким же словом называлась местночтимая богородичная икона? И как тогда понимать оборванную запись в ветхой книге, связывающую явление этой иконы с Палестиной? Ответы на эти вопросы требуют тщательных разысканий уже не по русской, а по византийской истории.

 

ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА И ИСТОРИЯ

Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то как бы сидит, то почти лежит у Неё на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках Богомладенца - непременная деталь иконы, но, как было сказано выше, на разных иконах на свитке читаем разные надписи. Пожалуй, ещё только одна богородичная икона в России так многообразно пишется - «Всех скорбящих Радость». Но там различия обусловлены сложностью изображения со множеством предстоящих, а на иконе «Утоли моя печали» представлены только Божия Матерь и Младенец-Христос. В чём же причина таких различий? И какая из этого множества икон была прославлена как чудотворная?

Первая известная с XVII века икона «Утоли моя печали» находилась в белорусском городе Шклове (ныне Могилевская обл.) в церкви Воскресения Христова. В старину здесь был женский монастырь, и предания о происхождении этой иконы, вероятно, хранились среди инокинь. Слава иконы простиралась далеко за пределы Могилёвщины. В XVIII - начале XIX века издавались даже печатные листы с её изображением. Но впоследствии небольшой шкловский монастырь пришёл в упадок, обезлюдел и в 1840 году был обращён в приходскую церковь. Местные жители по-прежнему почитали икону Богородицы, но ни новое поколение, ни священники Воскресенского храма не знали её истории. Икона осталась известной лишь ближайшей округе. В конце XIX века о ней даже не упоминали в изданиях, посвящённых православным святыням Белоруссии и Литвы. К сожалению, и ныне ничего не известно судьбе того образа после революции 1917 года.

Но списки со шкловского образа Богоматери «Утоли моя печали», появившиеся в Москве в 1650 ?е годы, имели иную историю. Обычно в старых книгах, описывающих прославленные богородичные иконы, говорится, что по преданию икону в Москву принесли некие казаки в середине XVII века, скорее всего в 1655 году, когда Шклов был взят войсками государя Алексея Михайловича и стал царской ставкой. Через этот город шло снабжение армии оружием и продовольствием, сюда же для отправки в Россию свозились трофеи. Сразу после штурма казаки, по древней традиции, взяли ценности занятого города, затем привезя в Москву редкие для Великороссии иконы. Такие иконы, как и всякую другую святыню, с особенным тщанием собирала и царская семья.

И, наверное, не случайно самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Она находилась в церкви св. Тихона Амафунтского на Арбате - близ слободы, где жили эти мастера. Сейчас её можно видеть в единственной уцелевшей арбатской церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке (ул. Аксакова). Как пишут авторы прошлого века, эта икона была издавна известна всей Москве и привлекала к себе обременённых житейскими скорбями. Её считали «самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Воскресенском монастыре города Шклова». Однако особенное, всероссийское прославление получил другой список иконы.

Как утверждает предание, уже с XVII века подобный образ находился в церкви св. Николы на Пупышах. Когда говорится о принесении иконы казаками, то имеется в виду именно этот образ: ведь храм св. Николы находился в соседстве с казачьим подворьем. Впоследствии из-за причин, о которых скажем позднее, эту икону убрали на колокольню. Она была надолго забыта, пока некоторый чудесный случай не послужил её новому открытию.

 

ЯВЛЕНИЕ ОБРАЗА

Настало время рассказать о явлении образа и тех исторических событиях, которые повлияли на его иконографию. Предание гласит, что вдалеке от Москвы жила одна знатная женщина. В самых ранних записях предания её называют боярыней. В течение многих лет её тело было парализовано. Никаких надежд на врачебную помощь больная уже не питала; у неё оставалась только молитва к Богу и Заступнице всех скорбящих - Пресвятой Богородице Марии. После долгих молитв и воздыханий однажды во сне боярыня увидела Пресвятую Богородицу с Младенцем-Христом в виде неизвестного ей иконного изображения. Богородица указала расслабленной путь к исцелению: домашние должны были отвезти болящую в Москву, в такую-то местность, в храм святителя Николая. Там она увидит именно такой образ, и должна помолиться перед ним. Пробудившись, боярыня смогла вспомнить и назвать родным ту церковь, куда ей следовало ехать. Но когда её привезли в храм св. Николы на Пупышах, иконы, виденной во сне, в нём не оказалось. Насилу вспомнили, что кое-какие ветхие образа уже давным-давно убраны на колокольню. Священник велел принести их. И вот, с лика Богоматери ещё не успели отереть пыль, как больная громко воскликнула: «Она!» - и стала креститься рукою, которой лишь минуту назад не могла пошевелить. А после совершенного перед иконой молебна женщина впервые за долгие годы встала на ноги.

Этот рассказ изустно передавался в Москве до 1869 года, когда был впервые напечатан в «Московских епархиальных ведомостях». По устным предания всегда бывает трудно определить время описываемых в них событий. По каким-то догадкам, в этой первой публикации чудесное явление иконы отнесено ко второй половине XVIII века, хотя в таком случае выходит, что икону убрали на колокольню всего лишь через 20?30 лет после того, как её пожаловали в церковь. Но у этой версии есть своё веское основание.

 

ДАЛЬНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

В 1760 г. в церкви был устроен специальный придел во имя этой чудотворной иконы и учреждено ежегодное празднование в 25 день января (7 февраля по н. ст.). Многие полагают, что в этот день совершилось чудо исцеления боярыни. Но «История Московского епархиального управления» Розанова подсказывает другую причину выбора этого дня. В 1760 году воскресный день, выбранный московским митрополитом Тимофеем для освящения придела, приходился на 25 января. День освящения храма и остался днём его престольного праздника, а впоследствии стал восприниматься как день празднования самой иконе. В 1930 ?е годы, после закрытия храма, образ был перенесён в другую московскую церковь, также Никольскую, на углу Новокузнецкой улицы и Вешняковского переулка, где он находится и по сей день. Об этом я уже рассказал выше. Однако при первом же взгляде на эту икону приходится усомниться в том, что именно она могла быть принесена казаками в Москву в середине XVII века. Знатоки иконописи уверенно относят её создание не к XVII веку, а ко второй половине XVIII. Уже в наше время, в статье об иконе, напечатанной в «Журнале Московской Патриархии», протоиерей Александр Куликов предполагал, что сохранившаяся доныне икона «Утоли мои печали» есть копия с первоначальной чудотворной иконы. Она была написана специально для новопостроенного придела, потому что старая икона была, вероятно, очень ветха.

Однако, зная прежнее отношение русских людей к чудотворным и явленным иконам, трудно согласиться с объяснением отца Александра. Ветхую, но прославленную чудотворную икону могли поновить письмом, облечь в ризу, поместить в киот, но, во всяком случае, не стали бы сознательно заменять.

Что же произошло на самом деле?

Можно предположить только одно: чудесное исцеление расслабленной произошло гораздо раньше 1760 года. По каким-то причинам официального подтверждения чуда церковными властями в ту пору не произошло, и икона почиталась только в народе. Придел же был выстроен только тогда, когда никто не мог достоверно указать, какой именно список иконы «Утоли мои печали» является чудотворным, или же, когда этого списка просто уже не было в храме. При таких обстоятельствах икону действительно могли написать заново.

 

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

Другая версия нового образа и существование его в разных изводах представляется исторически более весомой. Столетие между 1655 и 1760 годами было особенно богато подобными случаями. С конца XVII века власти усердно боролись со старыми, написанными до никоновской реформы, иконами, время от времени учиняя кампании по их «исправлению» или изъятию. В 1758 году вышел указ Синода, назначавший специальные комиссии для осмотра икон во всех храмах и монастырях. «Неискусно написанные», то есть, изображающие двуперстное сложение иконы было велено изымать, «поставив на их место другие, вновь искусною работою написанные». Поскольку в Москве таких икон оставалось множество, и заменить их в короткий срок было невозможно, то более поздние распоряжения епархиального начальства предписывали просто «исправлять» перстосложение. В последние же годы царствования Петра I подозрение распространялось на любые новопрославленные в народе иконы. Хрестоматийно известно письмо Петра в один из монастырей, где на иконе Богородицы являлись слёзы. Он писал, что если икона не перестанет плакать, то «заплачут кровью зады монахов». Дело, конечно, было вовсе не в желании «просвещённого» императора обуздать «корыстолюбие» монахов или «суеверие» толпы. Просто церковный вопрос мог легко принять политический характер: какое имеет право плакать икона при благословенном царствовании «Отца Отечества»? Указ Синода от 21 февраля 1722 года предписывал отбирать из церквей, часовен и домов иконы, оглашаемые чудотворными, и помещать их в ризницы кафедральных соборов.

 

ДЫМ ОТЕЧЕСТВА

Как могли сказаться на судьбе нашей иконы эти события? Возможно, ответ даёт сравнение её известных списков между собою. На разных известных иконах этого типа Божия Матерь сморит то влево, то вправо. Её пальцы, то ли прикасаются к пречистому лику, то ли сложены в молитвенное положение. Когда в Москве происходила ревизия икон, написать храмовый образ с двуперстным сложением было невозможно. И иконописцы делали всё, что могли сделать, не кривя душой:  один из них наполовину скрыл ладонь, так что жест вроде бы остался, но смысл его стал понятен только знающим; на иконе с Арбата левая рука Богородицы  почти полностью закрыта бисерной ризой. И сделано это явно с намерением, ибо по русскому обычаю, даже сплошные ризы на иконах Богоматери всегда оставляют открытыми лицо и обе руки.

Таким образом, мы подошли к наиболее вероятному объяснению того странного факта, что освящая придел в честь чтимой иконы, саму икону написали заново. История чудесного явления иконы в первопрестольной, давно  известной на Могилёвщине, скорее всего относится к петровскому времени, когда старые иконы изымались из церквей. Среди опальных икон могла оказаться и икона Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали», запрятанная на колокольню отнюдь не по причине ветхости.

Сегодня все те внешние вещи, на самом деле, не имеющие к вопросам истинности веры серьёзного отношения, ушли в прошлое, оставив лишь горькие исторические воспоминания и след на образах.

В 1930-е годы храм Святителя Николая на Пупышах, где произошло явление иконы,  был разрушен, а икона перенесена в Николо-Кузнецкий храм. С того времени она находится в северном приделе, освящённом митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Введения Богородицы. Святитель Филарет Московский сам лично совершал молебные пения перед этой чудотворной иконой. Перед ней молились царицы - супруги императоров Павла I, Николая I и Александра II.

 

***

Однажды на службе рядом с иконой «Утоли мои печали» маленькая девочка спросила бабушку:  «Почему тётя за головку держится, у неё головка болит?»

- Нельзя так говорить. Это не тётя, а Пресвятая Богородица – поправила внучку благочестивая старушка.

Подумалось: а ведь действительно «болит головка» у нашей Заступницы Небесной за наши грехи и наше нераскаявшееся сердце. И, посылая облегчения нам в наших немощах, Божья Матерь призывает нас раскрыть своё сердце для веры и чистой молитвы. Может, это и есть исцеление от всяких болезней и печальных воздыханий?

 

(Подготовил протоиерей Александр Бутрин)